Версия для слабовидящих
 

Глиняная игрушка

 

Старооскольская народная глиняная игрушка – уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Предполагается, что возник промысел приблизительно в конце XVII века в слободе Казацкая на высоком берегу реки Оскол возле города Старого Оскола. Сложно пока установить предпосылки возникновения промысла, возможно, идея глиняной игрушки была привезена переселенцами, так как город Старый Оскол был образован в конце XVI века как одна из крепостей Белгородской оборонительной черты, и вплоть до конца XVII века происходило активное заселение края переселенцами из северных и центральных территорий России.

Дальнейшую историю развития промысла можно проследить, изучая образцы игрушек и их фрагментов из музейных коллекций. Образы фигурок отражают характерные черты, присущие тому или иному времени. Например, XVII век – крайне суровый период для жизни города. Город-крепость Оскол имел исключительно военное, оборонительное значение, и поэтому не случайно в этот период появление скупой, суровой и вместе с тем очень динамичной фигурки всадника. Динамичность образа достигнута упругостью в постановке ног коня и особой, еле уловимой передачей стремительного движения всадника, метко подмеченного мастером. Фигуры монументальны, лицо выполнено в виде характерного «налепа», формы предельно условны и обобщены. Из деталей изображаются лишь наиболее характерные, поразившие воображение мастера, да и то очень условно, например, головные уборы. Они и позволяют определить время рождения каждого нового образа.

Примерно к периоду начала XIX века в ряду прежних образов появляются «Бабы» со свистком в характерных для 1810-1820 годов головных уборах – «капорах» и с характерным оформлением лица в виде «налепа», «Козлики» и новый тип «Всадника» в головном уборе начала  XIX века – двууголке и с тем же «налепом».

В пластике и росписи «глиняных баб», несмотря на новый для того времени образ «барышни в капоре», просматривается ощутимая связь с древнейшей традицией землевладельческого культа, с образом Мокоши – языческой богини плодородия и благоденствия, матери урожаев, защитницы дома и семьи. Идея плодородия выражена и в росписях на передниках – в изображении овалов, напоминающих форму зерна. В таком виде образ просуществовал недолго.

История развития промысла старооскольской игрушки во многом повторяет историю других промыслов. Потомственные мастера старооскольской игрушки  - сестры  Гончаровы (Ольга Михайловна (1911-1997гг.) и Наталья Михайловна (1918 г.р.)).

Лепить игрушки в начале XX века их научила мать Анастасия Павловна Гончарова, как и в других игрушечных промыслах, старооскольская игрушка лепилась в основном женщинами. Благодаря сестрам Гончаровым до нас дошла традиция старооскольской игрушки.

Сюжеты игрушек сестер Гончаровых традиционные, характерные для многих художественных промыслов России: конь, баран, медведь, всадник, барыни, няньки. Но все фигуры одновременно являются свистульками со своим особым звуковым тембром – это их специфическая черта.

Мастерицы бережно сохранили в лепке игрушки переданную им готовую форму, лишь слегка модифицируя ее, наделяя новыми смыслами; при этом каждая из них имела свой почерк.

Вместе с Гончаровыми росла и жила на одной улице Верхний Плант (улица Меловая) в слободе Казацкой еще одна замечательная игрушечница Шамыгина Лариса Павловна (1928-1997). Дочь потомственного гончара Павла Борисовича Распопова, Лариса Павловна знала о тяжелой профессии гончара, так как еще девочкой помогала родителям в их гончарном ремесле, научилась работать с глиной, чувствовать силу и красоту материала.

Лепила Лариса Павловна разные скульптурки: коней, всадников, медведей, уточек, петушков, кукол (нянь, барынь).

Глиняные игрушки Гончаровых и Шамыгиной – постоянные экспонаты на всех выставках народного творчества в Старом Осколе и в Белгороде. Их коллекции имеются не только в краеведческом и художественном музеях города, но и во многих школьных общественных музеях. Коллекции игрушек замечательных старооскольских мастериц экспонируются в Русском музее педагогического колледжа.

Молодые современные мастера – ученики Гончаровых и Шамыгиной продолжают их дело. Это супруги Лобынцевы Владимир Иванович и Татьяна Викторовна – преподаватели школы искусств им. М. Эрденко; семья Шевченко – Борис Андреевич, Алла Григорьевна и дочь их Марина; Пырьева Валентина Павловна – руководитель студии «Глиняная игрушка» при Старооскольском Центре культуры и искусств; Шевцов Валерий Евгеньевич – руководитель студии «Живая глина» Незнамовского Дома культуры.

 

Вернуться к списку брендов

 



Старооскольская централизованная
библиотечная система

Copyright © 2007-2020,
Старооскольская библиотека

Электронные каталоги
и базы данных библиотек
области

Редкий фонд

Рейтинг@Mail.ru